получи осаго.ру

Как правильно «прикурить» автомобиль: пошаговая инструкция (2025)

Краткое введение: описана последовательность безопасного прикуривания автомобиля в 2025 году, перечислены требования к оборудованию, даны практические советы и варианты для современных автомобилей с электроникой и гибридами.

Почему садится аккумулятор

Ниже перечислены основные причины, по которым аккумулятор теряет заряд и не может запустить двигатель.

  • Неисправность генератора или регулятора напряжения, при которой аккумулятор не подзаряжается во время движения.
  • Износ аккумулятора: со временем емкость снижается, особенно после 3–5 лет эксплуатации.
  • Неправильная эксплуатация: частые короткие поездки, длительные простои, оставленные включенными потребители.
  • Потребление больших токов: мощные обогреватели, магнитолы высокого класса, догреватели салона при слабом заряде.
  • Внешние факторы: холод (особенно ниже -20 °C), коррозия клемм, механические повреждения или утечка электролита.

В каких случаях «прикуривать» авто нельзя

Список ситуаций, когда попытка прикурить может привести к повреждению электроники или возгоранию.

  • В одном из автомобилей установлена газобаллонная система.
  • Номинальное напряжение бортовой сети разное: 12 В и 24 В.
  • Один из аккумуляторов имеет явные повреждения: вздутие корпуса, течь электролита, трещины.
  • Сильный износ или внутреннее короткое замыкание аккумулятора.
  • Наличие неисправностей в системе зарядки или генераторе на одном из автомобилей.
  • Автомобили с высокой разницей по емкости и типу (легковой и грузовой более чем в 2 раза).
⚠️ Важно: прикуривание при сомнении в целостности аккумулятора или при утечке электролита опасно и может привести к взрыву или пожару.

Какие нужны провода для «прикуривания» машины

Технические требования к проводам и зажимам, чтобы обеспечить безопасную и эффективную передачу тока.

  • Сечение проводов: предпочтительно от 16 мм² для легковых автомобилей; для более надежной передачи тока — 25–35 мм².
  • Длина: 2,5–4,5 м в зависимости от расположения автомобилей; длиннее — выше потери и нагрев.
  • Изоляция и качество зажимов: прочная изоляция, надежные пружинные «крокодилы», без коррозии.
  • Рекомендуется комплект с предохранительным чехлом и маркировкой полюсов.
Сечение (мм²)Рекомендуемая длинаПриблизительный допустимый ток
16до 3 м200–400 A
25до 4 м300–600 A
35до 4,5 м400–800 A
💡 Совет: для холодных климатов лучше иметь провод с сечением не менее 25 мм²: при низких температурах требуется больший стартовый ток.

Что важно знать перед «прикуриванием» машины

Короткий чек-лист подготовки перед процедурой.

  1. Оценить состояние аккумулятора: проверить визуально на вздутие, течь и коррозию клемм.
  2. Убедиться в одинаковом номинальном напряжении обоих автомобилей (обычно 12 В для легковых).
  3. Выключить все электронные приборы и свет в обоих автомобилях.
  4. Приготовить перчатки и защитные очки, соблюдать дистанцию от аккумулятора при подключении.
  5. Очистить клеммы от коррозии и грязи щеткой или тканью.
  6. Поставить оба автомобиля на ручной тормоз и заглушить двигатели (перед подключением).
⚠️ Важно: не подключать провода в замкнутом гараже с плохой вентиляцией при работающем двигателе до завершения всех проверок.

Как правильно «прикуривать» автомобиль от другого: инструкция

Пошаговая инструкция, составленная для стандартной ситуации: оба автомобиля с 12 В сетью, исправные АКБ и современная электроника.

  1. Расположить автомобили лицом к лицу или рядом так, чтобы провода доставали, но корпуса не касались друг друга.
  2. Выключить зажигание и все потребители энергии в обоих автомобилях; снять ключи из замков.
  3. Определить положительные (+) и отрицательные (−) клеммы на аккумуляторах и убедиться в их маркировке.
  4. Подключить красный провод к положительной клемме донора, затем к положительной клемме реципиента.
  5. Подключить черный провод к отрицательной клемме донора, другой конец черного провода присоединить к оголенному металлическому участку кузова или блоку двигателя реципиента, как можно дальше от аккумулятора и топливной системы.
  6. Запустить двигатель донора и дать поработать на холостых оборотах 3–5 минут. Для современных автомобилей не рекомендуется резко увеличивать обороты; поддержание стабильных холостых оборотов достаточно.
  7. Попробовать запустить двигатель реципиента. Если не запускается, подождать ещё 2–5 минут при работающем доноре и попробовать снова.
  8. После успешного запуска сначала отключить черный провод реципиента, затем черный провод донора, затем красный провод донора и в конце красный провод реципиента — в строго обратном порядке подключения.
  9. Дать двигателю реципиента поработать не менее 15–30 минут или совершить поездку для восстановления заряда аккумулятора через генератор. По возможности поставить аккумулятор на полноценную зарядку в течение 2–4 часов дома или на СТО.
💡 Совет: у современных автомобилей с множеством бортовых контроллеров подключение и отключение должно быть аккуратным и последовательным — соблюдать порядок подключения/отключения помогает избежать скачков напряжения.
⚠️ Важно: не подключать положительные клеммы и затем отрицательные сразу на клемму разряженного аккумулятора — это повышает риск искры у батареи и возможного воспламенения газов.

Альтернативные способы и когда использовать

Современные альтернативы классическому прикуриванию с указанием ситуаций применения.

  • Портативный пусковой аккумулятор (jump starter): удобен при морозе и когда нет донора рядом. Быстрая и безопасная опция при правильном соблюдении полярности.
  • Зарядное устройство с функцией восстановления: используется для восстановления разряженных АКБ в домашних условиях или в боксе.
  • Трактор/грузовой автомобиль с 24 В: нельзя прикуривать напрямую; требуется преобразователь напряжения или замена батареи.
  • Бортовой заряд от генератора при буксировке: можно восстановить заряд, но рекомендуется проверить работу генератора в сервисе.
💡 Совет: при наличии современных систем «start-stop» и литий-ионных АКБ уточнить в технической документации автомобиля допустимость прикуривания и рекомендации производителя.

Частые ошибки и как их избежать

Краткий разбор наиболее распространённых ошибок и способы их предотвращения.

  • Ошибка: подключение проводов в неправильном порядке. Последовательность описана выше — строго соблюдать.
  • Ошибка: использование тонких или повреждённых проводов. Решение: заранее иметь комплект не менее 16 мм², лучше 25 мм².
  • Ошибка: попытка прикурить при повреждённом аккумуляторе. Решение: заменять или заряжать АКБ в сервисе.
  • Ошибка: попытка прикурить автомобиль с другой системой напряжения. Решение: не проводить операцию и обратиться в сервис.
  • Ошибка: отсоединение проводов при работающем двигателе реципиента. Решение: глушить двигатели только после полного завершения операции и соблюдения порядка отключения.

Заключение

Прикуривание остаётся быстрым способом запустить разряженный автомобиль при строгом соблюдении техники безопасности, правильном выборе проводов и последовательности действий. При наличии сомнений в состоянии аккумулятора или сетевых параметров предпочтительна помощь профессионала или использование портативного пускового устройства.

Читайте также